Консультация для родителей:"Сюжетно-ролевая игра"
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия
и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных
способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в
«дочки-матери», в шоферов и летчиков, в
детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран
по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением»
куклы, другая
же беседует с «дочкой», учит
правильно держать ложку, пользоваться
салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не
объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый
присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например...
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала.
Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела
голова...
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам
научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры,
находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое
трехлетних детей самостоятельно
сумеют затеять коллективную игру. Оставив,
скажем, Мишу наедине с соседским. Петей и через 10—15 минут войдя в комнату,
вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша
катает по полу свою любимую
машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не
дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и
решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
— Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя,
согласишься быть шофером? Товарищ
шофер, давайте найдем продавца и
спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ
продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на
настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и
чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом
своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы:
«Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые
действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое
действие ему
показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает
действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми
можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного
развития предпочтительней
неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не
примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже
пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое
умение помогут специальные упражнения.
—Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что
с ним
можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?
можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?
—Самолетом...
—Хорошо. А ты летчик
и управляешь самолетом. А еще?
Конечно,
на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием
фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в
свернутом виде — лошадка, ружье и многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих
взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех
или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, то есть
обучающие, игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию
восприятия цвета.
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится
шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое
отверстие. Окрасьте эту сторону в один из семи цветов спектра — красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Подготовьте еще семь листков
бумаги половинного размера, окрашенных в те же семь, цветов. Это вкладыши. Теперь,
если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают
белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в
своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы
кошка их
не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку
вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка.
Кошка сможет
найти и съесть мышку.
Вначале
помогайте ребенку сами, называя цвета:
— Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной
дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас
оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и
исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться
сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша
группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда,
скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой — голубой, а затем
показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме,
познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек,
из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают
его в разнообразных играх с планом. Не
удивляйтесь, уже трехлетний малыш
способен, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги
план показанной ему кукольной комнаты,
обозначая круглый стол картонным кружком,
стул — квадратиком, а диван — прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в
квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные
поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
Рекомендации для родителей
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек,
которые надо
осознанно выбирать,
а не
беспорядочно
накапливать.
Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,
зарисовывайте его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте
игрушки для хранения.
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,
зарисовывайте его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте
игрушки для хранения.
Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
известные вам детские игры.
играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
известные вам детские игры.
Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывай
те о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
те о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с
поэтапностью
становления игровой деятельности и не пытайтесь искусствен
но ее ускорять.
но ее ускорять.
Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в
создании
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей
машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе
помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей
машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе
помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать
в игре.
Получив согласие ребенка на ваше участие в игре,
поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью
примите ее.
примите ее.
В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я
буду лисой - доброй или злой?»).
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я
буду лисой - доброй или злой?»).
Действуя в роли, проявляйте инициативу и
самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы
выполняете. Если
возникнут трудности -
не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить
(«Что мне дальше делать?»).
Всегда соглашайтесь со
своим малышом!
Это вселяет в него уверенность в своих силах и
порождает инициативу и творчество.
Это вселяет в него уверенность в своих силах и
порождает инициативу и творчество.
По окончании игры
выразите ребенку
удовлетворение и выскажите надежду на то, что
и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
удовлетворение и выскажите надежду на то, что
и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
Оказывайте постоянное
внимание и проявляйте уважение к детским играм.
Выражайте одобрение
и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой
ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
Сопереживайте
чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т.д.
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т.д.
Привлекайте внимание
ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.
Советуйтесь с
педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек
для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
Изготавливайте
некоторые игрушки для ребенка своими руками -
машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.
машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.
ПАМЯТКА "Безопасность в интернете"
Десять фактов, которые
нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете.
Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и
общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна.
Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует
установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.
1. Если вы не уверены, с
чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для
детей полностью безопасным.
2. Поощряйте детей делиться
с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
3. Научите детей доверять
интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом
вам.
4. Если дети общаются в
чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или
занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его
выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
5. Настаивайте на том,
чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной
информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
6. Объясните детям, что
разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в
реальной жизни.
7. Научите детей уважать
других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего
поведения, действуют везде — даже в виртуальном мире.
8. Настаивайте, чтобы дети
уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование
чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
9. Скажите детям, что им
никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди
могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
10. Скажите детям, что не
все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать
вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью
современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить,
какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий