Для вас родители

Консультация для родителей:"Сюжетно-ролевая игра"

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума спо­собность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант пред­почтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содер­жательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не рас­поряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал иг­рать, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например...
Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извини­те, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здо­ровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова...
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совме­стные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
      Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оста­вив, скажем, Мишу наедине с соседским. Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечно­го ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным спо­собом — приняв участие в происходящем.
Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продав­ца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, по­жалуйста...
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с услов­ными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на маши­не»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные иг­ровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечатель­ной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение по­могут специальные упражнения.
Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним
можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?
Самолетом...
Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в чело­веческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овла­деть и умением воспринимать цвет тех или иных предме­тов, их форму, величину, положение в пространстве. Это­му помогут дидактические, то есть обучающие, игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способ­ствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой сто­роне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из семи цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Подготовьте еще семь листков бумаги поло­винного размера, окрашенных в те же семь, цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой сто­роной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кош­ка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка смо­жет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
— Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы за­крыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выпол­нения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой — голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предме­ты по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разно­образных играх с планом. Не удивляйтесь, уже трехлетний малыш способен, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным круж­ком, стул — квадратиком, а диван — прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.

 Рекомендации для родителей

                                            
  
*               Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше раз­нообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не бес­порядочно накапливать.
*               Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции. За неимением места для длительной демон­страции «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,
зарисовывайте
его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте
игрушки для хранения.
*               Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
известные вам детские игры.
*                 Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывай­
те о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает иг­рать в детском саду.
*                 Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтап­ностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусствен­
но ее ускорять.
*                 Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадо­бится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей
машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конеч­но, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе
помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как про­явление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
*                 Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участво­вать в игре.
*                 Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуй­тесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью
примите ее.
*                 В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я
буду лисой - доброй или злой?»).
*                 Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, ста­райтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если
возникнут трудности - не теряйтесь, не прекра­щайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
*    Всегда соглашайтесь со своим малышом!
Это вселяет в него уверенность в своих силах и
порождает инициативу и творчество.
*    По окончании игры выразите ребенку
удовлетворение и выскажите надежду на то, что
и в следующий раз он пригласит вас участво­вать в ней.
*    Оказывайте постоянное внимание и прояв­ляйте уважение к детским играм.
*    Выражайте одобрение и восхищение по по­воду того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
*    Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т.д.
*    Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эсте­тичным играм и игрушкам.
*    Советуйтесь с педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек
для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
*    Изготавливайте некоторые игрушки для ребенка своими руками -
машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.

ПАМЯТКА "Безопасность в интернете"

 Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете.

Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.
1. Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
2. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
3. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
4. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
5. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
6. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
7. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения, действуют везде — даже в виртуальном мире.
8.  Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
9. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
10. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они  не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.


Комментариев нет:

Отправить комментарий